Определите значение терминов: «археологическая культура», «историко-культурный памятник».

Закладка (0)

Разделы статей

    “Годы великого бедствия”

    Годы великого бедствия 1723—1727 (фразеологизм каз. «Ақтабан шұбырынды, Алқакөл сұлама», дословный перевод — «гуськом бредущие белые пятки, повальный привал вокруг озера Алкакол»[1] или «босоногое бегство») — катастрофические события в жизни казахов в начале XVIII века.

    В годы Великого бедствия казахи утратили богатые пастбища Семиречья, нарушились традиционные маршруты перекочёвок, пришли в упадок торговля, ремесленные центры, резко сократилось количество скота. Возникли произведения, осмысляющие произошедшее: песня «Елім-ай» («Мой народ»), афсана «Ақтабан шұбырынды».

    Ослаблением казахов воспользовались другие соседи (волжские калмыки, яицкие казаки, башкиры, ханы Бухары и Хивы), которые ещё более усугубили трудное положение казахов. Возникла реальная угроза существованию казахов как народа. В 1726—1727 годах казахский народ под руководством Богенбая, Кабанбая, Санрыка, Жанибека, Малайсары, Абулхаира и Абылая поднялся на борьбу с джунгарами.

    Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Годы_великого_бедствия

    «Зар заман»

    «Зар заман» («Эпоха скорби») – литературное направление, во многом связанное с упадническими настроениями после присоединения Казахстана к России в ХVIII веке, уничтожения царским правительством прежней системы управления, проведения административных реформ 1867–1868 годов.

     «…акынов одной эпохи и одного направления назвали акынами «Зар-заман» М. Ауэзов»

    Содержание и идеологические ценности поэзии эпохи «Зар заман». Поэты периода середины XIX века, названного писателем М. Ауэзовым эпохой «Зар заман» («Эпохой скорби»), в своих произведениях воспевали былые годы независимости, говорили о необходимости единения народа. Они не хотели мириться с колониальной политикой царизма, со всеобщим обнищанием степняков и искренне переживали за будущее народа.

        Идеологическая ценность творчества поэтов этой эпохи состоит в том, что они стремились поднять дух народа через тщательное осмысление былых славных времен, уроков преодоления сложных этапов. Поэты этого периода выражают открытый протест против социально-экономической, политической, культурной колонизации Степи Российской империей.

      Поэты эпохи «Зар заман» были свидетелями заметного ухудшения социально-экономического положения степняков, земельной экспансии царизма и сужения пастбищных угодий. Они видели бесчинства колониальной администрации, а также со стороны чиновников различного уровня. Некоторые из поэтов мечтали о возврате прошлой ханской власти. В то же время в их творчестве присутствовали мотивы скорби о былом времени, боязнь грядущих перемен.

      Яркими представителями этого направления в 40–60-х годах XIX века можно назвать Дулата Бабатайулы, Шортанбая Канайулы, Мурата Монкеулы и др. Одной из главных тем их поэзии была скорбь по старым временам, по героическому и легендарному прошлому казахского народа.


    Эта статья помогла Вам?
    0
    0
    голоса
    Рейтинг поста
    Подписаться

    Уведомить о

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

    0 комментариев

    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии

    АСШ №1 Online, 2022

    Подпишись! Хотите получать уведомления о последних обновлениях? Нет Да
    Включить уведомления Да Нет