Отзыв:
Неуёмная энергия спать спокойно не даёт
Я обожаю мемуары и жизнеописания различных знаменитых людей. Это ведь так интересно узнавать почему и как человек пришёл к той деятельности, которая сделала его практически бессмертным.
Одним из лучших биографов считаю Андрэ Моруа. Он хоть и любит приукрасить, но получается очень живо, «сочно», интересно. В книге «Лелия, или жизнь Жорж Санд» писательница описывается, как свободная, независимая, своенравная женщина. Хотя по её поступкам ясно, что хоть она и была женщиной смелой, но всё же не могла «уйти» от своего времени. Не хочется спойлерить и писать о сюжете слишком много. История интересная и лучше почитайте сами. Но скажу о своих впечатлениях в нескольких словах.
Мне понравилось, что Моруа начинает биографию Санд с её предков. Родословная писательницы действительно впечатляет и приключения у них были не хуже, чем у самой Авроры (настоящее имя писательницы).
Сама Санд конечно же превозноситься Моруа, как особенная и неповторимая, что нормально, ведь это её биография. Да и она в самом деле окажется не такой уж простой женщиной. Будучи очень энергичной по характеру, она всегда находит себе приключения. По прочтении её биографии, у меня сложилось впечатление, что ей было очень скучно, другая на её месте сидела бы себе тихо и не беспокоилась, но неуёмный характер Авроры не позволяет ей быть той покорной и безмолвной женщиной XIX века. У неё есть свои мысли и принципы: она за свободу женщин, за реформу брака, она терпит из-за этого постоянные насмешки и упрёки, но всё же стоит на своём. Но так же будучи женщиной своего времени, всё же не видит себя без мужчины, поэтому постоянно находит себе кого-нибудь, и желательно, чтобы был проблемный, чтобы зависел от неё. Она называет это заботой и считает себя их «мамой». Возможно, это некая компенсация. В детстве Аврора не получала достаточно материнской любви, вот и хочет теперь сама стать матерью своему возлюбленному.
Такое построение отношений постоянно причиняет ей боль, но она и сама не понимает, что подсознательно стремится к этому, ведь судя по описанию Моруа, у баронессы Дюдеван было очень много поклонников, было из кого выбрать.
Собственно, о самом творчестве Жорж Санд говорится не очень много, основной акцент на её личной жизни; и уже отталкиваясь от неё, Моруа описывает нам её творческую деятельность. С одной стороны, это правильно, ведь не зря говорят, что автор во всех произведениях описывает себя, но с другой стороны, автор может описывать и отражать то общество, в котором живёт. А так получается, что всё творчество Санд – это её душевные терзания и жалобы, выплеснутые на бумагу.
Биография Жорж Санд от Андрэ Моруа романтизирована и не стоит доверять только ей. Я всегда придерживаюсь того, что нужно составлять своё мнение о чём-то исходя из нескольких источников. Так что если хотите узнать Жорж Санд получше, прочитайте эту книгу, но и хотя бы ещё одну найдите от другого автора.